Привет
Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ ]
[ ]
В Сети
Гостей: 9, Участников: 0 ...

рекорд 139
(Участников: 1, Гостей: 138) был 15:37 09.08.10

Участников: 805
Новичок: dmsamoilov
Форумы
Крейсер "Мурманск" :: Форумы :: Место встречи экипажей крейсеров пр. 68-бис :: Крейсер "Александр Невский" - ВЕТЕРАНЫ.
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Кают-компания крейсера "А.Невский" - ветераны.

Переход на страницу  1 2 3 ... 32 [33] 34
Автор Сообщение
ПКРД
13:33 16.03.14

Пользователь #2820
Зарегистрирован: 18:40 22.06.09
:
Сообщений: 31
Приношу соболезнования родным и близким...

"1975-1978"-И в годы те, дороги наши в морях были.Кр.пр.70Э-бис."Дзержинский",БЧ-2,РД,ГУРО.
Наверх
srgbell DMC
18:19 16.03.14
Пользователь #2539
Зарегистрирован: 12:07 02.02.09
:
Сообщений: 1163
Мои соболезнования...
Наверх
Анатолий
22:05 01.04.14


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
С опозданием и прискорбием сообщаю, что 13 марта в Североморске на 80-м году жизни скоропостижно скончался ветеран крейсера "А.Неваский", служивший на кораблях и соединениях Северного Флота Козлов Виктор Васильевич.изредка бывал на нашем сайте. Добрая, долгая память о ветеране!

Фото галерея
Наверх
Сергей Ташкент
21:39 02.04.14

Крейсер Невский
Пользователь #3314
Зарегистрирован: 17:40 08.09.11
:
Сообщений: 552
Ветерану крейсера "Александр Невский" Виктор Васильевичу вечная память и земля пухом....скорбим весте с родными.....



Невский 1986-1989. БЧ-5, ЭТД, НКСТ, Б№ 5-17-11, БП - носовая электростанция, кубрик № 20.
Наверх
Анатолий
19:53 15.02.15


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
Сегодня календарный день подъема Военно-морского Флага на родном крейсере "Александр Невский"! Отмечается 23-го февраля! Сослуживцы и ветераны коллеги, есть неделя, но, желательно, без фанатизма!!!

Фото галерея
Наверх
Артэлектрик
21:41 19.02.15

Пользователь #959
Зарегистрирован: 14:31 24.02.08
:
Сообщений: 13
Не могу не воспользоваться возможностью поздравить всех ветеранов крейсера с Днем Корабля!
Всем крепкого здоровья, хорошего настроения, мирного неба и удачи во всех начинаниях.
....И отметить все же нужно будет обязательно.
Наверх
Артэлектрик
18:12 26.07.15

Пользователь #959
Зарегистрирован: 14:31 24.02.08
:
Сообщений: 13
Поздравляю всех краснофлотцев с днем ВМФ. Удачи, здоровья, настроения хорошего сегодня и всегда.
А где народ? Что-то с моего последнего посещения никого и не было. Пришел с работы, думал тоже принять поздравления, ан нет никого даже в праздник.
Может, куда переехали?
Наверх
Кремеров Михаил
16:46 17.08.15
Пользователь #120
Зарегистрирован: 13:33 12.03.07
:
Сообщений: 18
....и правда никого нет

К М С


Наверх
Кремеров Михаил
16:48 17.08.15
Пользователь #120
Зарегистрирован: 13:33 12.03.07
:
Сообщений: 18
к слову будет сказано- КМС ,тоже был артэлектрик

К М С


Наверх
Анатолий
22:25 17.02.16


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
Браты, невскчане! 15.02.1953 года (календарный день) 63 года назад, состоялся подъем Военно-морского Флага на родном крейсере "Александр Невский"! Отмечается 23-го февраля! Сослуживцы и ветераны коллеги, есть неделя, чтобы отметить но, желательно, без фанатизма!!!

Фото галерея
Наверх
Сергей Ташкент
11:12 19.02.16

Крейсер Невский
Пользователь #3314
Зарегистрирован: 17:40 08.09.11
:
Сообщений: 552
Очень сожалею, что пока, лично не могу пожать краба однобортникам!
Надеюсь что всё лучшее впереди!)) Буду праздновать в семейном кругу! Поздравляю весь экипаж, всех времён, легендарного, всеми нами любимого кресера "Александр Невский" с 63 годовщиной поднятия флага ВМФ! С днём корабля друзья! Командиру БЧ-2, персональные поздравления, с пожеланиями здравия и успехов!

Невский 1986-1989. БЧ-5, ЭТД, НКСТ, Б№ 5-17-11, БП - носовая электростанция, кубрик № 20.
Наверх
Анатолий
21:58 26.07.16


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
Невский-наша молодость!
- email -
Кому: - email -
Анатолий Викторович, добрый день(или вечер)!

Знаю, что ты в отпуске. (Но, когда-то он закончится). Я тоже собираюсь уехать до 20 августа.
Твой звонок явился толчком к моим действиям. Давно собирался узнать твой электронный адрес и отправить некоторые материалы.
Скорее всего ты прочтёшь почту по приезду, но отправляю заранее. Когда ознакомишься - дай знать.
Высылаю несколько фото и небольшой рассказ о Невском. Если нормально, можешь разместить на сайте. Может быть кто-то из матросов узнает себя.

Как оказалось самым преданным кораблю и экипажу "Невского" оказался ты - Анатолий Викторович!
Если все в основном только болтают, то ты человек дела, который сплотил многих сослуживцев своей работой на сайте.
Когда станешь настоящим пенсионером начинай писать воспоминания о корабле. Уверен, что тебя распирает от накопленной информации. Очень много домыслов и вымыслов приходиться слышать и читать о "Невском", особенно о "Кузнецове" от случайных людей, которые всегда опережают и дают ложную информацию. Поэтому освещение событий людьми, принимавших в них непосредственное участие особо важно.Один раздел посвяти воспоминаниям ветеранов корабля. Они дополнят твою книгу.Я готов!
Виктор Степанович Ярыгин работает над книгой о "Невском". Обещал до конца года закончить.

Пора менять северные красоты на среднюю полосу. Будешь поближе к питерцам и москвичам. Все сослуживцы примерно поровну разделены на три части: северяне, питерцы и москвичи. Остальные 10 процентов - по другим регионам.
В январе прилетал с женой на три дня по приглашению на юбилей "Кузнецова". Визит скоротечный, но запоминающийся.

С уважением, командир ГУАО ДГК Чаплыгин В.Л.

Первые шаги на флоте.

В жизни сложилось так, что мы с крейсером «Александр Невский» родились в одном - 1953 году. После окончания Калининградского высшего военно-морского училища в 1977 году я по распределению для дальнейшего прохождения службы был направлен на Краснознаменный Северный флот во 2 дивизию противолодочных кораблей.
В это время попасть на Север было очень трудно и в то же время престижно. Со всего выпуска туда попали несколько десятков вновь испечённых лейтенантов. Впереди была полная неизвестность – кем и куда назначат, где жить?
В отделе кадров дивизии мне предложили должность на крейсере «Александр Невский». Без колебаний согласился на должность командира КГУАО (кормовой группы управления артиллерийским огнём).
Первый встретивший меня на борту дежурный по кораблю капитан-лейтенант Яковлев оказался моим и первым командиром дивизиона главного калибра. После беседы с ним стало понятно железное правило того времени: мой дом - корабль.
Сразу окунулся в службу. Огорчало одно – нахождение корабля в ремонте. Складывалось впечатление, особенно днём, когда было много рабочих, что это один из больших заводских цехов. Однако по прошествии времени это помогло в дальнейшей службе. По крайней мере, непосредственное участие в обеспечении ремонтных работ промышленностью дало возможность изучить материальную часть досконально. Представилось время и на доработку боевых и повседневных документов.
В училище был старшиной роты, и это помогло в становлении меня как молодого офицера. Были, конечно, проблемы с личным составом, но особых трудностей не испытывал.
Одновременно на корабль в этом году прибыло много молодых лейтенантов в различные боевые части и даже военный дирижёр Платов Валерий. Только в артиллерийскую боевую часть из нашего выпуска были назначены лейтенанты Коромыслов, Незамутдинов, Иванов, Градов, так что было с кем общаться и делить радости и невзгоды.
Отдельно хочется отметить мичманов, матросов и старшин - моих подчинённых в эти первые годы службы. Благодаря их службе, умению, флотскому товариществу и взаимопомощи удалось избежать неуставных взаимоотношений, освоить материальную часть и достойно впоследствии участвовать во многих стрельбах.
При реорганизации НГУАО и КГУАО (носовая и кормовая группы управления огнём дивизиона главного калибра) были объединены. Так я стал командиром обеих групп. Складывалось такое впечатление, что у меня оказалась добрая половина боевых постов и заведований корабля.
По расписанию приборки самые заметные и ответственные объекты – помещение кают-компании, отсек флагмана, коридор правого борта, левый ют, два кубрика в носу и два в корме. Посты: боевая рубка, два центральных поста, командно-дальномерных поста, периферийные приборы в четырёх башнях главного калибра, два агрегата – места, самые посещаемые командованием корабля. То есть жить по принципу: подальше от начальства, мне не пришлось.



Рейд города Североморска. Группа управления артиллерийским огнём дивизиона главного калибра

Количество подчинённых увеличилось почти в два раза. Группа управления стала около сорока человек. Причём её укомплектовали перед выходом корабля на 70% молодыми матросами. Большая часть из них оказалась со среднетехническим или незаконченным высшим образованием и, почти все были москвичами. В противоположность распространённому мнению, что москвичи не самые лучшие матросы, в жизни оказалось наоборот. Быстро освоившись на корабле, они стали хорошими матросами на первом же году службы. Поначалу приходилось очень многое делать самому, но через год группа стала одним из лучших подразделений на корабле. Многие впоследствии стали младшими командирами. Помню практически всех, кого в лицо, кого по фамилии (к примеру, старший матрос Кусаинбеков Белгабад Белгабаевич). В те времена службы офицер был обязан знать всех своих подчиненных по фамилии, имени и отчеству. Но время, большое количество подчинённых в дальнейшей службе способствовали тому, что в лицо помнишь, а фамилию нет или наоборот. Тем не менее, часто смотрю фотографии своих ребят и вспоминаю первые годы службы, какие – то истории или случаи. Такие старшины, как Емельянов, Ткачев, Орлов, Колосок, Куманок, Вайводс, Стулга, Волков, Сикорский (арсенальщик), мичмана Махляйдт, Деев, Ионушка стали не только моей опорой, но обеспечили мою всю дальнейшую службу на флоте. Если им когда-то придётся читать эти строки – благодарю их за это. Для офицера очень важно зарекомендовать себя на первичной должности, опытные командиры в лейтенанте уже видят его дальнейшую перспективу.
Впоследствии был назначен командиром дивизиона универсального калибра, помощником командира, старшим помощником и в1989 году был направлен на учёбу в город Санкт-Петербург на Высшие офицерские классы. Закончил службу в 2004 году в звании капитана 1 ранга.
Много было за эти годы событий, плохих и хороших. Но человек устроен так, что в памяти остаётся только хорошие воспоминания. Вот некоторые из них.

Человек за бортом.

После окончания выхода на выполнение стрельб всеми калибрами корабль возвращался в базу. При выходе из Кольского залива прозвучала команда на снижение готовности и подготовки корабля к постановке на бочку на рейде Североморска.
Постановка на бочку – целый ритуал. В любую погоду под звуки оркестра личный состав артиллерийской боевой части и боцмана в спасательных жилетах под руководством помощника командира корабля стараются изо всех сил показать своё мастерство и умение. Вся эта картина очень хорошо видна из ходовой рубки и любой огрех сразу становиться достоянием для порицания с ходового мостика.. Со стороны это можно сравнить с массовой сценой балета. Только артистов здесь побольше, и движения их необычно синхронны и слаженны.
Не переставал удивляться смелости моряков, забиравшихся на бочку. Зимой, при пронизывающем ветре, парении залива, только смельчаки и сильные духом люди могут спуститься на баркасе за борт. С замиранием сердца наблюдаешь, как на замерзшую, покрытую льдом бочку, высаживается из баркаса боцман, из числа самых отчаянных матросов. После доклада: «Корабль на бриделе. Бридель на замке» и подъёма на борт баркаса с людьми становиться ясно, что все задачи похода выполнены.
На этот раз случилось непредвиденное. По трансляции взволнованный голос вахтенного офицера объявил: «Человек за бортом!». Множество раз отрабатывались действия экипажа по этой команде, и на этот раз всё было исполнено быстро. Многие подумали, что это очередная вводная старшего на борту с целью проверки подготовки экипажа. Однако, действительно, матрос правой батареи дивизиона универсального калибра по фамилии
Кирдяшкин оказался за бортом. Благодаря отработанным навыкам экипажа, в первую очередь команды баркаса под управлением старшего лейтенанта Коромыслова, матроса быстро нашли в холодной воде и подняли на борт. Течение Гольфстрим и, конечно, удача помогли ему спастись, что в таких условиях, иначе, как чудо, и не назовёшь.
После своего неожиданного для него самого и всего экипажа купания он поведал, как всё это произошло.
При входе в Кольский залив была установлена боевая готовность, и матрос Кирдяшкин занял свой боевой пост в башне универсального калибра. Несмотря на холод, он умудрился крепко заснуть в развёрнутой башне, как положено по тревоге на девяносто градусов правого борта.
Услышав сигнал отбоя, молодецки, схватившись за поручни, спрыгнул на палубу, что проделывал залихватски не единожды. Но, на этот раз, по его словам, не мог понять, где же эта палуба. Можно представить его ощущение, когда он оказался в ледяной воде. Ему было невдомёк, что горизонтальный наводчик не успел вернуть башню в исходное положение и его привычный маршрут выхода из башни изменился, и приземление, вернее, приводнение для него стало полной неожиданностью.


Штормовое море

Можно это чудесное спасение списать на волю случая, но вывод напрашивается другой. Бдительное несение вахты командиром вахтенного поста на юте, который услышал крики о помощи, действия командира корабля, вахтенного офицера, командира баркаса, сигнальщиков, механиков, отработавших команды телеграфа с мостика и многих других подтвердили слаженность и подготовку экипажа. Ну, а для матроса Кирдяшкина этот день запомнился на всю жизнь и, наверное, он часто вспоминает о своём спасении и благодарит не только судьбу, но и своих спасителей.
Или ещё случай со стрелой для спуска-подъёма катера. После съемки с бочки и подъёма плавсредств на борт корабль стал входить в Кольский залив.
На ходовой мостик поднялся командир электромеханической боевой части капитан второго ранга Мартынёнок и доложил командиру, что грузоподъёмная стрела сломана. Как умудрился матрос перепутать переключатели, непонятно, но под нажимом в обратную сторону грузовая стрела в средней части согнулась, как макаронина в кипятке. Стало очевидным, что использовать плавсредства невозможно. Это срыв выхода в море и даже стать на бочку без посторонней помощи не обойтись. После нейтральной фразы «разберёмся» и без всяких обещаний командир электромеханической боевой части ушёл думать. Буквально через полчаса решение созрело. Корабль продолжает выполнение задач похода, а механики делают своё дело. В итоге из всего, что было, создали конструкцию, напоминающую аппарат Елизарова на сломанной ноге. Уголки, швеллера, прутья – всё было пущено в ход. Зрелище было не из приятных, но все испытания стрела прошла с большим запасом. Недаром на корабле была пословица, что матрос третьего года службы может сделать часы из консервной банки. До прибытия рабочих, согласования документов отремонтированная в таких условиях стрела ещё долго использовалась и была предметом гордости командира БЧ-5, да и, пожалуй, всей боевой части.

Главный калибр.
Часто приходилось читать описание корабельных стрельб. Эта тема никого не оставляет равнодушной. Но у каждого свои впечатления, и я не могу удержаться от соблазна.
Команда по кораблю: «Корабль к стрельбе главным калибром приготовить!» пожалуй, самая необычная. Не вдаваясь в подробности подготовки материальной части, боезапаса, всех боевых постов корабля (они всем знакомы) дополнительно ко всему сотни матросских рук бережно снимают и упаковывают всё стеклянное, деревянное, пластмассовое. Опыт приходит с годами и передаётся от призыва к призыву, но каждый раз находится то, что-то, что не сняли, не раскрепили, и это разбилось при стрельбе, лопнуло или улетело за борт. В заранее подготовленные ветошь, бумагу, ящики, коробки матросы бережно упаковывают, как заправские продавцы, всё на своём заведовании или дополнительно крепят тщательнее, чем имущество, по - штормовому. При этом вспоминают прошлые различные ситуации и пересказывают их молодым матросам.
Самая центральная фигура при стрельбе – управляющий огнём – командир дивизиона главного калибра. Место его по боевому расписанию – КДП (командно-дальномерный пост). Вспоминается настоящий ценитель морских традиций, командир дивизиона главного калибра капитан второго ранга Филимонов. Нам, молодым офицерам, было невдомёк, зачем он перед стрельбой надевает под китель белоснежную рубашку. Или когда, к примеру, не успевали закончить работу по написанию книги корабельных расписаний, он становился корабельным затворником, и подолгу его симпатичная жена не видела своего мужа на берегу. Педант, аккуратист по службе, в жизни он был добрым, справедливым и компанейским офицером. За это его уважали матросы и офицеры. Чем-то он был похож на Пьера Безухова. Таким, кстати, он и остался после службы. Благодаря его участию, создан и существует сайт «Крейсер Невский», и многие сослуживцы смогли найти друг друга.
Звучит команда: «Принять целеуказание!» и весь экипаж: штурмана, снабженцы, связисты, механики, радиометристы, боцмана и, конечно, артиллеристы - думают только об одном: попасть в мишень.
Вот и мишень с буксиром при маневрировании визуально так близки, что кажется, неразлучны и сливаются друг с другом. Опознав цель, управляющий огнём, как заклинание, командует в башни главного калибра, центральные посты - каждому свои действия. Сотни раз на тренировках, учениях отрабатывали их до автоматизма, но в этот момент у каждого члена экипажа чувства азарта, волнения, ответственности усиливается во сто крат. Моряки думают не о себе, а о коллективной победе. От действий одного матроса может зависеть успех всего экипажа.



Носовой центральный пост

Расчёт командно-дальномерного поста, дальномерщики, визирщики под руководством старшины 2 статьи Орлова цепко держат цель и передают курсовой угол дальность до мишени в центральный пост.
Конечно, по сравнению с современным компьютерным оборудованием центральный автомат стрельбы, периферийные приборы теперь кажутся архаичными и огромными. Но для того времени их надежность, резервирование были самыми современными.
Почти два десятка человек в центральном посту – операторы, группы записи заняты выработкой параметров курса и скорости цели, введением множества поправок, фиксированием показаний приборов.
Командир группы исполняет «танец командира группы». За короткое время он должен сличить множество данных, сравнить их и принять решение по определению параметров движения цели.
Вдруг прозвучал доклад оператора старшего матроса Емельянова: «Датчик курсового угла поплыл!». Моментально сработал старшина 1 статьи Деев. Буквально за доли секунды, сообразив, что сгорел предохранитель, на главном щите заменил его, и данные не были потеряны.
«Товсь! Ревун!» и старший матрос Новиков, одновременно наблюдая за сигнальными лампочками приборов всех четырёх башен, чтобы не было пропусков, дожидается сигнала о выполнении наводки в башнях, замыкает цепь стрельбы.
Впечатление такое, что корабль рвёт на части неведомая сила.
Все замерли. Слышна только работа электрических приборов. Куда полетел снаряд, каждый весом по 55 килограммов?
«Право…., Меньше…» - командует управляющий огнём. Все понимают – отклонения небольшие и после корректуры команда: «Поражение один прицел!» - окончательно ставит всё на места.
«Дробь! Дробь не наблюдать!» Вся материальная часть приводится в исходное состояние. Впереди предварительный и окончательный разбор стрельбы, составление отчётов в установленные сроки. Но это уже всё потом. Готовятся к стрельбе другие дивизионы. Дивизион главного калибра свою задачу выполнил.
Впереди были служба на крейсере, Высшие офицерские классы, служба на первом авианосце, становление и укрепление флота и, к сожалению, его развал в 90-е годы.
Не думал я в эту лейтенантскую пору, что буду начальником гарнизона прославившегося на всю страну посёлка Росляково, командиром соединения подводных лодок, а после увольнения в запас стану работать в школе.
Всё не вспомнить, но постараюсь написать о наиболее важных этапов своей жизни и людей которые меня окружали. Многие из них, узнав, что я потихоньку пишу, звонят, делятся воспоминаниями, особенно активизируясь в наши морские праздники.
Постараюсь не забыть никого. Эти люди делали мне карьеру, кто-то наоборот её ломал, но всех практически помню, и все они будут мной упомянуты в моих воспоминаниях.

Дорогие друзья! Это воспоминания Виктора Леонидовича Чаплыгина! Вот так помнят ветераны наш крейсер!!!






Фото галерея
Наверх
Анатолий
00:05 30.07.16


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
Друзья! Я на вахте в канун дня ВМФ, участвую в морской части праздника СФ. 52 года познавал флот от и до..., так и не познал, виновных много! Хочу пожелать здоровья нам, а Флоту возрождения!!!

Фото галерея
Наверх
kuka10
13:36 30.07.16

МЫ СЛУЖИЛИ НА КРЕЙСЕРЕ МУРМАНСК
Пользователь #2955
Зарегистрирован: 13:15 17.02.10
:
Сообщений: 684
Спасибо,Анатолий!С праздником!Здоровья Вам,успехов,исполнения задуманного!

КУЧЕРЕНКО
Наверх
Сайт
Анатолий
20:48 16.12.16


Зарегистрирован: 12:32 30.05.06
:
Сообщений: 514
Михаил Третьяк
13.11.15 08:55
Михаил Третьяк
Многоуважаемый Анатолий Викторович! С Днем рождения! Крепчайшего здоровья! Успехов во всех делах и удачи во всем!!! Ваш Мих.
13:34
Михаил Третьяк
Крейсер «Александр Невский»

«Александр Невский», ноль семьдесят семь
Отошел от бочки, но не насовсем.
Черные, как сажа в клюзах якоря.
«Александр Невский» мы идем в моря.

Командир над нами здесь Иван Санько
Он в бинокль смотрит, видит далеко.
Здесь Чаплыгин Виктор – строгий наш старпом.
Знает все уставы и блюдет закон.

Исчертил всю карту штурман – Михаил
Миша Бродский, лучшим штурманом он был!
С ним мы на эсминце сотни миль прошли.
И служить на «Невский» вместе перешли.

Бог артиллеристов – Филимонов А.
До последней капли предан БЧ-2.
Лучший мой наставник, командир и друг
Скоро переедет он в Санкт-Петербург.

Про Петрова Сашу, Вам скажу, друзья.
Очень рад, что в жизни его встретил я.
Мореман отменный он, вот Вам ответ.
В Муроме живет он, внуков няньчит, – дед.

Михаил Наяхыч - главный маслопуп.
В БЧ-5 он знает всё! Каждый шуруп!
55 тысяч лошадиных сил…
Каждую из них он на руках носил.

Я писать не стану про политруков.
Их так было много, что не хватит слов.
Славные ребята, служат без хлопот.
Партия и Ленин! Комсомол! Вперед!

Столько много грамот, что не счесть уже.
Стены я обклеил ими в гараже.
Кубрик 18… все было давно…
«Александр Невский», кончилось кино...

Уважаемые крейсерцы! Выкатил сюда стих замечательного М. Третьяка, написанный, как видно наспех, но от души и со свойственным Михаилу талантом. Вот так помнят ветераны крейсер, на котором служили!!!



Фото галерея
Наверх
Переход на страницу  1 2 3 ... 32 [33] 34

Модераторы: rfwj, Wetold, Chen, Анатолий

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Именинники в этом месяце:
23.09    aleksei (64)
25.09    павел (51)
26.09    alex (56)
06.10    Альберт (72)

Показать все
Добавить...
В соответствии со своими привилегиями на сайте, вы можете добавить:
... тему на форум
(с) 2006 rfwj
сайт основан на CMS e107.
Внимание! Все материалы размещены исключительно с целью ознакомления посетителей данного сайта. Размещение данных материалов на сайте не преследует агитационных, экстремистских, идеологических, политических, религиозных, экономических, психологических, психических, нейролингвистикопрограммических или иных других целей. Администратор сайта может быть категорически не согласен с позицией авторов - смотрите комментарии к материалам. Материалы берутся из открытых для общего использования информационных источников. Администратор сайта не осуществляет целенаправленный поиск и размещение материалов определенной тематики - материалы ищутся в Интернет по ключевому слову крейсер "Мурманск" или перепечатываются из газет. При перепечатке материалов следует указывать оригинальные источники информации, ссылка на наш сайт обязательна только для авторских материалов.
Администратор сайта не несет ответственности за использование кем-либо данных материалов для чего-либо.