Привет
Пользователь:

Пароль:


Запомнить
В Сети
Гостей: 31, Участников: 0 ...

рекорд 218
(Участников: 0, Гостей: 218) был 18:28 17.01.23

Участников: 808
Новичок: zh69
Форумы
Крейсер "Мурманск" :: Форумы :: Добро пожаловать
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Линкор "Новороссийск"

Автор Сообщение
Mantula A.
16:27 06.02.07 Email Темы Просмотр для печати

Пользователь #89
Зарегистрирован: 17:30 27.11.06
:
Сообщений: 378
Моё самое печальное и слезоточивое место в Севастополе - кладбище-мемориал моряков с "Новороссийска". Скромные одинаковые надгробия и щемящий памятник... 604 моряка.
Очень достойно, без понтов...
Мало посещаемый по-моему. И , вообще, история полузабытая. Но, меня еще пацаном "пробило" в этом месте... Отец рассказывал, но сам он свидетелем не был....уже служил на "Мурманске". (напомню, что оба мы из Севастополя). Со слов местных ( а линкор тонул напротив Апполоновки и морского госпиталя - наш дом недалеко совсем был на ул.Рабочей угол Розы Люксембург) было с берега слышно, как ребята , что внутри остались,пели "Варяга"...

Кто, что знает и Ваши мнения - скажите.
О жизни и гибели линкора "Новороссийск"

Кто не очень в курсе - вот читайте :

На Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. Вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией. По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор “Джулио Чезаре” постройки времен первой мировой войны.



9 декабря 1948 года “Чезаре” навсегда покинул Таранто. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”.

Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии, что, учитывая характер его предыдущей эксплуатации, было вполне естественно. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части.

Условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла.

Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе. В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным дождем от обильного отпотевания. Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки, размещенные буквально впритык друг к другу в проходных кубриках.

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером ее обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла.

Уже в июле "Новороссийск" принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харьковского завода, так что на ходовых испытаниях “Новороссийск” показал скорость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по артиллерийскому вооружению в советском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имелся только один штатный боезапас. (Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в береговой арсенал).

С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение - военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре. В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Была обьявлена боевая тревога, корабль начал крениться, и в 04.15 опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.

Десятки или даже сотни живых моряков остались в воздушных подушках отсеков опрокинувшегося корабля - ведь там было их место по боевой тревоге. Из них удалось спасти лишь девять человек - и это в центре главной базы флота, имея около суток времени, спокойное и еще не холодное море, огромные технические рессурсы! Через прорезанное в кормовой части днища отверстие вышли семь человек, еще двух моряков удалось спасти водолазам, выведя их из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. В общем, повторилась трагедия "Императрицы Марии" - с ней случилось очень похожее в 1-ю мировую войну.

Всего при катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Причины взрыва и по настоящее время не выяснены. Среди версий: невзорвавшаяся мина времен 2-й мировой войны, диверсия со стороны итальянцев, и... обычная совковая некомпетентность вместе с надеждой на "авось" - последнее, IMHO, не исключено. По мнению большинства специалистов, характер взрыва не был похож на взрыв донной мины. А итальянцы... Они и сохранившийся у них намного более совершенный линкор, моложе "Новороссийска" на 25 лет, (точнее, вначале переданый американцам, а потом "подаренный" обратно) к тому времени пустили на металлолом. Самые главные "улики" против них: через некоторое время после случившегося группа офицеров разведывательно-диверсионного подразделения под командованием князя Боргезе была награждена орденами. И дата взрыва - 29 октября. Как известно, тела утонувших начинают всплывать через 7 дней после гибели - аккурат накануне главного праздника СССР - годовщины октябрьского переворота. Не очень серьезно. Есть здесь что-то похожее на недавнюю гибель атомохода "Курск": все, что угодно, только бы адмиралы и их высокопоставленные гражданские коллеги не были виноваты... Правда, бросать в море несколько месяцев спустя после катастрофы ручные гранаты в 1955 году еще не додумались .

Естественно, случившаяся трагедия была государственной тайной, и в отечественных средствах массовой информации о ней не было ни слова.

В результате катастрофы пострадал командующий ВМФ адмирал Кузнецов. Ни мина, ни итальянцы не помогли. Министр обороны Жуков вызвал его к себе, орал матом и закончил "Пошел вон!". Кузнецова сняли с должности, лишили звания адмирала и отправили в отставку.

Много писалось об ошибках, совершенных командованием ЧФ в ночь катастрофы, но есть еще одна — сохранение давно устаревшего линкора в составе действующего флота. К 1955 году это потеряло всякий смысл. Против ракет линкор был бессилен. Единственным кораблем, которого можно рассматривать как противника “Новороссийска”, был турецкий ветеран “Явуз” (бывший германский "Гебен" начала века), к тому времени уже почти превращенный в музей, вроде "Авроры". Целесообразно было бы использовать линкор в качестве стационарной учебно-тренировочной базы ВМФ. Нo вопросы престижа (“корабль взяли, а плавать на нем не могут”) не позволили пойти на такой шаг. Линкор находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю. На это было вынуждено так или иначе закрыть глаза немало должностных лиц, отвечавших за его эксплуатацию. Официальная и вполне объективная оценка состояния линейного корабля “Новороссийск” была сделана лишь в выводах правительственной комиссии уже после его гибели: “Корабль, находясь в строю, подвергался постоянной угрозе”.

На следующий год линкор подняли и разобрали на металлолом.

8.04.2001 нашел в Инете еще 2 причины гибели "Новороссийска". Выдвигаются версии о подрыве "Новороссийска" англичанами и ... КГБ с целью дискредитировать руководство ВМФ. В пользу последней версии приводятся факты уничтожения уже в 1956г. всех показаний уцелевших членов экипажа, и то, что снятые с должностей и пониженные в звании руководители Черноморского флота через год были были прощены и продолжили свою карьеру.

При написании странички использовались материалы сайта battleships.spb.ru . В свою очередь, она послужила основой для странички про "Новороссийск" белорусской морской энциклопедии ship.bsu.by/main.asp?id=102453, но без указания источника .

Дополнение от бывшего жителя Севастополя Юрия :

Это рассказы очевидцев. Сразу после взрыва на корабле организовали совершенно бестолковую борьбу за живучесть. Бестолковую, потому что с самого начала было ясно, какой будет финал. Взрыв под днищем был такой силы, что разворотило палубу, а площадь подводной пробоины составила ВОСЕМЬДЕСЯТ квадратных метров (по моим сведениям). Видя, к чему все идет, люди с корабля начали прыгать за борт. С берега по ним открыли стрельбу, ибо считалось, что это дезертирство в боевой обстановке. Бегство остановили, а вскоре корабль перевернулся. Если бы командование было умнее, количество жертв можно было бы сильно уменьшить. Работал я в Севастополе с человеком, который находился на борту в момент взрыва. Правда, рассказать он мог немного. Его выбросило за борт ударной волной. Пролетев без чувств огромное расстояние, он упал в воду, где его чудом спасли. Человек этот так и не оправился от контузии. У него проблемы с речью и с координацией движений.

А вот мнение инженера-кораблестроителя и военного историка Олега Тесленко:

Причина трагедии - взрыв мины военного времени и последующий за ним взрыв бензина из поврежденной цистерны для заправки бортовых катеров.





Рядом с мемориалом - кладбище воинов Крымской войны. Н

1955-1957 крейсер "Мурманск".
Сын за отца отвечает !
Наверх
Сайт
СЕРГЕЙ
21:00 06.02.07
Пользователь #29
Зарегистрирован: 21:55 16.03.06
:
Сообщений: 701
Действительно, по трагическому совпадению на этом же месте, во время первой мировой войны, при загадочных обстоятельствах был взорван военный корабль Российского флота "Императрица Мария". Такая же участь постигла линкор "Новороссийск". Официальная версия гибели Новороссийска понятна, но маловероятная и поддается критике.
Где-то я читал, что всетаки взрыв был подготовлен итальянцами до передачи линкора СССР. Взрывчатка была заложена в отдельном небольшом помещении, вход в которое был заварен. Подводным плавцам (итальянским)оставалось только прикрепить небольшие мины к борту корабля вэтом месте и привести их в действие. Доставить эти мины было не сложно. Заграждения у входа в бухту поставили позже, после гибели "Новороссийска". Взрыв был очень мощным, а характер повреждений указывал именно на взрыв внутри корабля. Кроме того, фактически было два взрыва, второй из них - более мощный.
До взрыва, как мне помнится, командир БЧ-5 обратил внимание на наличие сварных швов в месте, где была заложена взрывчатка. Даже обговаривались варианты проникновения в это помещение. Ничего другого тогда не было, кроме газо или електросварки. Но побоялись что высокая температура приведет к воспламенению заряда и отказались от этого. А в результате произошла трагедия.
Такая версия, на мой взгляд, является правдоподобной, а официальная - есть ничто инное как советская пропаганда с целью оправдать недостатки в организации службы в ВМФ.
Правда, возникають сомнения по поводу достоверности того, что в момент гибели линкора по морякам, которые самовольно покинули корабль, был открыт огонь.
Откуда такие данные?
Наверх
rfwj
15:48 07.02.07


Зарегистрирован: 11:48 14.02.06
:
Сообщений: 1798
Тема достойная пристального внимания и не поднимал я ее здесь, только по причине неоднократного муссирования ее на многих сайтах, как и темы про "Курск". Высказывалось множество вероятных причин катастрофы, нет смысла их перечислять, о них много сказано. Высказывать свою версию происшедшего тоже не считаю возможным... это имеют право делать только эксперты участвовавшие в расследовании.
А вот по сопутствующим событиям пару слов сказать можно.
Кстати в Севастополе был на корабельной практике на 4 курсе на БПК "Сдержанный" 61-М пр. и я не помню, чтобы кто-нибудь из нашего командования или корабельного, акцентировал внимание нас пацанов, будущих офицеров на этой теме.
Это говорит о том, что она была тогда под запретом. Табу! А Табу - потому, что это позор нашего флота... и не в лице моряков...а в лице командования флотом самого высшего уровня.
Ну то что не была налажена должным образом охрана водного района и абсолютно не сработала разведка - это одно... а второе и самое главное - это абсолютно бестолковое управление кораблем и бездарная спасательная операция.
Первым делом необходимо было немедленно оценить размеры аварии и принять меры, чтобы экипаж покинул корабль, а затем бросить на спасение всю АСС Флота... но видимо кому то это было не надо... Ну а если частное мнение, думаю сработали итальянцы... у них были лучшие в мире боевые пловцы... главное все грамотно подготовить...

А по тов. Тесленко:
Причина трагедии - взрыв мины военного времени и последующий за ним взрыв бензина из поврежденной цистерны для заправки бортовых катеров.

У нас что в те времена корабельные катера не на соляре а на бензине бегали...?

Александр

Нас предали и продали
Наверх
Сайт
Jurij
17:10 07.02.07

jurij
Пользователь #34
Зарегистрирован: 00:49 11.04.06
:
Сообщений: 3190
"Недавно в журнале «Слово» были опубликованы мемуары адмирала Николая Герасимовича Кузнецова «Крутые повороты». Как старый и многоопытный адмирал, он до самой своей кончины не сомневался, что гибель «Новороссийска» — это тщательно подготовленная операция. Об этом он пишет следующее: «До сих пор для меня остается загадкой: как могла остаться и сработать старая немецкая мина, взорваться обязательно ночью и в таком самом уязвимом для корабля месте? Уж слишком невероятное стечение обстоятельств " http://www.bibliotekar.ru/100tayn/94.htm А недавно по тв показали док.фильм о линкоре.Там усатый ведущий нырял в подводную пещеру возле Севастополя,нашел деталь от иноземного акваланга,но уж очень она блестела для 50-ти летней...В общем странная гибель-никаких следов.

"РЕЕТ СВЯЩЕННЫЙ ФЛАГ "ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"НАД НАМИ !"
- ссылка -
Наверх
Jurij
20:16 10.02.07

jurij
Пользователь #34
Зарегистрирован: 00:49 11.04.06
:
Сообщений: 3190
http://tmru.bizland.com/ANT/98/10.html

"РЕЕТ СВЯЩЕННЫЙ ФЛАГ "ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"НАД НАМИ !"
- ссылка -
Наверх
Mantula A.
15:25 13.02.07

Пользователь #89
Зарегистрирован: 17:30 27.11.06
:
Сообщений: 378
У нас что в те времена корабельные катера не на соляре а на бензине бегали...?

Кстати мелькала такая версия, дикая по сути, но , если вспомнить то время 1955год, .... версия, что подорвали спец.службы и,якобы, для этого использовали корабельный катер и еще одно плавсредство - и на них был бензин в большом количестве. Они и стояли у борта в месте взрыва и ничего от них почти не осталось...

Якобы, спланировали, чтобы сместить главкома Кузнецова ....????!!

1955-1957 крейсер "Мурманск".
Сын за отца отвечает !
Наверх
Сайт
rfwj
15:27 14.02.07


Зарегистрирован: 11:48 14.02.06
:
Сообщений: 1798
Андрей я вообщем и не поднимал эту тему, потму что различные специалисты и исследователи достаточно высказали версий... а что можем сказать мы... рядом не стояли, только читали различный материал, тут могут делать выводы только очевидцы, а составлять версии на чужом мнении - дело неблагодарное. Мы даже не знаем что факт, а что выдумка, ребята из КГБ достаточно слили заказной инфы и в народ и в средства массовой информации, а кому нужно просто дали команду - заткнуться... поэтому я думаю вряд ли мы сможем высказать что то новое, если только к нам не зайдет на сайт сын или внук кого то выжившего... а это почти невероятно... Вот Севастопольцы у которых это на глазах происходило могли бы что то расказать...

Александр

Нас предали и продали
Наверх
Сайт
Mantula A.
18:04 14.02.07

Пользователь #89
Зарегистрирован: 17:30 27.11.06
:
Сообщений: 378
Надо батю поспрашивать: во-первых родственники в Севастополе могли рассказать (например сестра папина, моя тетя Лида, работала в мор.госпитале - напротив него всё и происходило), во-вторых: отец в это время служил на "Мурманске" и могли разговоры и свидетельства какие-то ходить в морской среде, маловероятно, но всё-таки.

Да ! Вспомнил !!! Дядя Сеня, муж другой сестры отца, рассказывал, что местные жители на яликах вылавливали моряков, и вроде и сам он участвовал...но, точно не помню, совсем мал был. А на ялике дядькином я неоднократно в море на рыбалку ходил ! Охренеть можно, что вспомнил, но надо уточнить у бати....

1955-1957 крейсер "Мурманск".
Сын за отца отвечает !
Наверх
Сайт
rfwj
20:03 14.02.07


Зарегистрирован: 11:48 14.02.06
:
Сообщений: 1798
Вот это другое дело... конечно инфу от тех, кто был рядом, было бы интересно послушать... из различных фактов очевидцев... складывается ИСТИНА!

Александр

Нас предали и продали
Наверх
Сайт
Jurij
20:27 15.02.07

jurij
Пользователь #34
Зарегистрирован: 00:49 11.04.06
:
Сообщений: 3190
Не о "Новороссийске",но дельная статья - ссылка -

"РЕЕТ СВЯЩЕННЫЙ ФЛАГ "ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"НАД НАМИ !"
- ссылка -
Наверх
Mantula A.
14:10 19.02.07

Пользователь #89
Зарегистрирован: 17:30 27.11.06
:
Сообщений: 378
rfwj писал ...

Вот это другое дело... конечно инфу от тех, кто был рядом, было бы интересно послушать... из различных фактов очевидцев... складывается ИСТИНА!


Со слов отца: в Севастополе местные были уверены, что итальянцы взорвали. Отец говорит, что князь Боргезе и его люди дали клятву, и это такие люди, чо слово держат (надо отдать им должное, команда у князя была отборная).
У отца два друга погибли при взрыве, они вместе в учебном отряде были, один на линкор попал, а втрой на кр. "Урицкий" ? (или "Ворошилов") - это я забыл((, второй был в аварийной партии и погиб,когда линкор накрыл их баркас.
Линкор стоял на бочках ,где ранее стоял линкор "Севастополь" совсем рядом с мор.госпиталем. Главная ошибка командования в том, что не отбуксировали к берегу на мелководье.
Не было бы столько погибших.
Причем машины линкора можно было запустить минут за 20-30 и своим бы ходом сели на мель...


1955-1957 крейсер "Мурманск".
Сын за отца отвечает !
Наверх
Сайт
Jurij
14:11 19.02.07

jurij
Пользователь #34
Зарегистрирован: 00:49 11.04.06
:
Сообщений: 3190
- ссылка - 1 обратите внимание на комменты.

"РЕЕТ СВЯЩЕННЫЙ ФЛАГ "ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"НАД НАМИ !"
- ссылка -
Наверх
Mantula A.
16:47 19.02.07

Пользователь #89
Зарегистрирован: 17:30 27.11.06
:
Сообщений: 378
Юра,спасибо за ссылку. Прочитал внимательно.
Коментарии - занятно, что поначалу дискутировали корректно, а под конец дошли до оскорблений.
Много вопросов без ответов.
Меня особо интересует моральная сторона дела: замалчивание трагедии и ,обычное на флоте дело, наказание невиновных и поощрение провинившихся))

1955-1957 крейсер "Мурманск".
Сын за отца отвечает !
Наверх
Сайт
Jurij
11:40 23.03.11

jurij
Пользователь #34
Зарегистрирован: 00:49 11.04.06
:
Сообщений: 3190
Вы спали тоже на такой койке?
- Боже сохрани! Мы, радисты, были корабельной интеллигенцией. У нас были стационарные койки. А подвешенных на корабле было очень много. Его же не успели переоборудовать после того, как забрали у итальянцев. А у итальянцев было две команды на этом корабле. Одна – это те, которые выходили в море, а вторые – это ремонтники и т.д. Те, кто ходил в море, не жили на корабле. А мы там были постоянно. Легли спать, а в половине второго проснулись. Что-то непонятное тряхнуло. Такое впечатление, как будто кто-то врезался в нас. Может корабль какой-то.
- ссылка -

"РЕЕТ СВЯЩЕННЫЙ ФЛАГ "ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"НАД НАМИ !"
- ссылка -
Наверх

Модераторы: rfwj, Wetold, Chen, Анатолий

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Именинники в этом месяце:
28.04    КорАнд (55)
08.05    Стас (53)
08.05    xdv (74)
09.05    Артэлектрик (61)

Показать все
Добавить...
В соответствии со своими привилегиями на сайте, вы можете добавить:
... тему на форум
(с) 2006 rfwj
сайт основан на CMS e107.
Внимание! Все материалы размещены исключительно с целью ознакомления посетителей данного сайта. Размещение данных материалов на сайте не преследует агитационных, экстремистских, идеологических, политических, религиозных, экономических, психологических, психических, нейролингвистикопрограммических или иных других целей. Администратор сайта может быть категорически не согласен с позицией авторов - смотрите комментарии к материалам. Материалы берутся из открытых для общего использования информационных источников. Администратор сайта не осуществляет целенаправленный поиск и размещение материалов определенной тематики - материалы ищутся в Интернет по ключевому слову крейсер "Мурманск" или перепечатываются из газет. При перепечатке материалов следует указывать оригинальные источники информации, ссылка на наш сайт обязательна только для авторских материалов.
Администратор сайта не несет ответственности за использование кем-либо данных материалов для чего-либо.